Регистрация АО - Виды акционерного общества
Не так давно в России к акционерным обществам относились, как ЗАО (акции которого распределяются исключительно среди обозначенного круга лиц), так и ОАО (акции которого свободно продаются). Но в 2014 году в действующее законодательство были внесены определенные изменения, в результате которых ЗАО превратилось в простое акционерное общество, а ОАО – в ПАО.
Регистрация АО: пошаговая инструкция
Акционерным обществом может считаться субъект хозяйствования, который отвечает следующим требованиям:
- уставной капитал состоит из определенного числа акций;
- участники не отвечают перед его обязательствами;
- акционеры могут нести убыток пропорционально к стоимости принадлежащих им акций.
В соответствии с законодательством РФ, АО – это юридическое лицо. Оно считается созданным и может начинать свою деятельность с момента регистрации в ФНС. Деятельность таких организаций может быть бессрочной или ограниченной (указывается в Уставе). АО может создавать филиалы и представительства, открывать счета в банках, приобретать имущественные и неимущественные права.
К недостаткам создания акционерного общества можно отнести сложную процедуру регистрации, ограниченное количество участников и необходимость регистрации эмиссии ценных бумаг.
Оформление заявления на регистрацию АО
Перед тем, как приступить к регистрации, необходимо выбрать название будущей компании, определиться с юридическим адресом, подобрать систему налогообложения, выбрать регистратора, директора и главного бухгалтера. После этого можно переходить непосредственно к регистрации.
Решение об открытии АО принимается на собрании учредителей. Также учредители подписывают договор о создании Общества и принимают Устав. После утверждения устава переходят к подготовке документов.
Началом самой регистрации можно считать подготовку заявления (форма Р11001). При этом обязательно необходимо заполнить лист «К» (данные о регистраторе) и пункт 7.1, в котором указывается номинальная стоимость доли. В остальном заявление заполняется также, как и при открытии ООО.
Подготовка необходимых документов
Чтобы зарегистрировать акционерное общество, необходимо подготовить и соответствующим образом заверить следующие документы:
- устав (2 экземпляра);
- учредительный договор;
- протокол собрания участников Общества.
Оплата государственной пошлины
Для совершения регистрационных действий (регистрация АО) необходимо оплатить госпошлину. На данный момент ее сумма составляет 4 тыс. рублей. Оплату можно совершить наличными в кассе любого российского банка.
Обращение в налоговый орган
Для подачи заявления необходимо обратиться в налоговый орган по месту регистрации АО. Это может быть адрес приобретенного или арендованного офиса, адрес проживания директора АО.
Получение документов о регистрации
После того, как были подготовлены документы на регистрацию АО и оплачена госпошлина, необходимо подготовить заявление и подать всю необходимую документацию в регистрационный орган. В течение 3-х дней ФНС проводит регистрационные действия, после чего уполномоченное лицо Общества повторно обращается в налоговый орган для получения готовых документов по предприятию, в том числе одного экземпляра Устава и листа записи в ЕГРЮЛ.
Преимущества регистрации АО
Многие предприниматели при выборе организационно-правовой формы отдают часто предпочтения АО, так как она дает ряд преимуществ:
- АО вызывает больше доверия у партнеров, чем ИП;
- простая процедура купли-продажи акций Общества;
- в случае претензий со стороны кредиторов участники не рискуют личным имуществом;
- возможна дополнительная эмиссия акций и привлечение таким образом инвестиций;
- информация об участниках закрыта от третьих лиц;
- акции могут передаваться по наследству;
- при желании акционер может выйти из состава участников;
- нельзя сменить руководителя без нотариальных действий.
Зарегистрировать акционерное общество можно самостоятельно или обратиться в юридическую компанию, которая проконсультирует по вопросам регистрации, поможет с подготовкой документов или выполнит регистрацию «под ключ». Первый вариант дешевле, но при этом существует риск, что будут допущены ошибки. Соответственно процедура затянется, а в некоторых случаях регистрационный орган может отказать в заявке. Второй вариант влечет за собой дополнительные расходы, но клиент может быть уверен, что регистрация АО пройдет быстро, без проволочек и сложных бюрократических процедур.
Устав акционерного общества
Устав – это основной документ, в котором прописывается информация, касающаяся деятельности, структуры организации, порядка ее отношения с другими организациями, права, обязанности участников и т.д. В нем обязательно должно быть указано сокращенное и полное наименование юридического лица, его местонахождение, а также информация об акциях. Также в уставе АО должны быть указаны:
- порядок проведения собраний АО;
- права держателей акций;
- регламент подготовки;
- допустимое число голосов;
- ограничение количества ценных бумаг.
В Уставе также содержится информация, касающаяся органов управления, порядка принятия решений, правового статуса и т.д. Любой участник Общества при желании может ознакомиться с Уставом.
В регистрации АО может быть отказано, если регистрационный орган обнаружит несоответствие документов или их содержания требованиям, регламентированным законодательством РФ. В некоторых случаях может быть направлено соответствующее уведомление уполномоченному лицу, указанному в заявлении, для устранения недочетов. Если же будет отказано в регистрации, процедуру необходимо будет начинать сначала, при этом уплаченная госпошлина возврату не подлежит.
Чтобы исключить риск ошибок и отказов в регистрации, рекомендуется обращаться за помощью к профессиональным юристам, которые окажут всестороннюю помощь или проведут регистрацию АО «под ключ», избавив от сложных и утомительных бюрократических процедур.